Чтобы понять источники успеха или причины неудач человека, надо знать о нём как можно больше. Именно с целью составить представление о причинах трейдерских успехов и был ещё в феврале задуман этот проект.

Сначала я думал ограничить круг опрашиваемых своими друзьями, учениками и коллегами. Но проблема в том, что их-то я знаю лично и об успехах этих людей знаю не с чужих слов. Соответственно, вопрос почему именно они добились определённых успехов, мне и так более-менее понятен. К тому же есть риск неосознанно «подгонять» результаты под собственные ожидания. А для объективного исследования необходимо работать и с теми людьми, которых лично не знаешь и поэтому не возлагаешь на них никаких ожиданий.

Получить такой круг людей помог сайт моего давнего коллеги Дмитрия Барановского: «Топ 100 финансовых блогов».

Большую помощь в составлении списка вопросов для интервью мне оказал Джек Швагер и его книги. Первоначальный список вопросов был взят из них. Затем этот список был отредактирован и дополнен собственными вопросами. То, что получилось, было разбито на 5 категорий. «Трейдерская история», «Трейдерские качества», «Взгляд на рынок», «Стратегии», «Школа».

Для привлечения людей к участию в опросе я рассылаю пригласительные письма. Но получение такого письма — вовсе не обязательное условие. Принять участие в интервью может любой трейдер. Для этого достаточно написать мне письмо.

В российской трейдерской практике наш проект - первый. Разговоров о рынке идёт много и о том, каковы причины успеха и как его добиться, написано много слов. Но результаты всего этого как-то разочаровывают. Изучив имеющийся на эту тему материал, мы можем смело составлять досье на какого-нибудь «гуру» заокеанского происхождения — а о трейдерах, работающих даже в одном городе с нами, ничего-то и не знаем! Восполнение этого пробела — основная задача предлагаемого вашему вниманию проекта.

Я прочитал все 100 сайтов топа. И сделал очень любопытные выводы. Место, которое занимает блог, не всегда совсем не соответствует качеству размещённых на нём материалов,. Скорее, больше говорит о личной скромности участника. Помимо этого, у меня появилась много друзей и в ЖЖ, и в Блогспоте. Давайте дружить!

среда, 24 ноября 2010 г.

Никита Кабанов (г.Рига)

Блог Никиты Кабанова: Victory Investors — Блог трейдеров о трейдинге. Фундаментальный анализ: Взаимосвязи рынков и Участники фьючерсных рынков, Портфельное инвестирование, Финансовая математика, Регуляторы рынков, Курсы трейдеров.




Часть 1 ВАША ИСТОРИЯ

1. Сколько вам лет?
21 год, хотел сказать, что являюсь самым молодым владельцем блога по торговле на финансовых рынках, но это не так. =)

2. В каком городе живёте?
Красивый город Рига, Латвия

3. Какое у вас образование: среднее, специальное, высшее?
В мае заканчиваю высшее как экономист со специализацией в финансах. Далее предстоит магистратура, надеюсь в одном из университетов Северной Европы.

4. Какая ваша первая специальность, с которой вы пришли на рынок?
Я пришёл на рынок когда ещё учился в школе, мне было 16—17 лет, сейчас уже точно не скажу.

5. Сколько лет вы на рынке?
Получается что 4 точно, с 2006 года

6. Какой ваш стаж в качестве трейдера?
3,5 года

7. Вы независимый или корпоративный трейдер?
На данный момент я независимый трейдер

8. Сколько мест работы вы сменили являясь трейдером, управляющим, начальником?
Как то трейдер и начальник зря стоят рядом, это же совершенно разные обязанности и роли! Пока для меня трейдинг является хобби приносящим деньги, но за это время я сменил несколько работ.

9. Как и когда вы впервые заинтересовались биржевой торговлей?
Это был 2006 год, я тогда взял в руки книгу Форекс для начинающих, правда она была на редкость поверхностной и не могу сказать, что заинтересовала меня. А вот, книга Ларри Уильмса Секреты торговли на фьючерсном рынке проявила во мне интерес.

10. Что явилось первопричиной вашего прихода на рынок?
Моя мотивация это интерес, сложность, уникальность работы (мало кто разбирается в финансовых рынках) и запах денег. =)

11. Что вообще вы знали о трейдинге, кроме того, что это очень выгодное дело?
То что эта работа не для всех (хотя может я это понял со временем).

12. Вы понимали, что делали? Вы что-нибудь читали до этого о фондовом рынке, акциях, фьючерсах, облигациях, рисках, стратегиях?
До того как пришёл на рынки, конечно читал. Я начал с книг, а не нажимания кнопок. Моя любимая фраза: «Если образование кажется вам слишком дорогим, попробуйте узнать, во сколько вам обойдется его отсутствие». Бенджамин Франклин.

13. Вы знали размеры контрактов? Лотов? Вы знали размер комиссий?
Когда первый раз открыл сделку? Нет, конечно. Иногда надо рисковать, всего не узнаешь из книжек! =))

14. Использовали ли вы стопы при закрытии неудачных позиций?
- При потере каких денег? 100, 300, 500, 1000 долл. (Рублей)?
- При потере какой части в % счета? 1, 2, 5, 10, 25,50?

Я педант и твёрдо выполняю план, так что почти сразу стал использовать стопы. Мне кажется самой большой потерей на капитал с одной сделки у меня было 5+%, когда несмотря на стоп был резкий обвал на рынке и брокер закрыл меня как смог. Я тогда считал что 4% на депозит это маленький риск, сейчас стараюсь держать 2+%, не более.

15. На свои или чужие деньги вы торговали в начале вашей трейдерской деятельности?
У меня только начало, на чужие в основном. Своими тоже торговал, но депо маленькое и соответственно возможностей мало.

16. С какой суммы вы начали, как частный трейдер?
Первый депозит у меня был экстремально маленьким, 100$ или чуть больше. Это конечно не 2$, как сейчас предлагают, но по сути только покуражиться и понять как легко на рынках потерять деньги.

17. Какую сумму денег выделяла вам инвестиционная компания для торговли?
3000$

18. Какие сделки запомнились вам как наиболее драматичные или волнующие?
На такие вещи у меня девичья память, эмоции отключаю насколько это возможно. Пока управлением эмоций на хорошем уровне я научился только в трейдинге.

19. Какой год был самым лучшим?
Мне кажется этот, то есть 2010 год. Динамичный, как в торговле, так и в жизни в целом.

20. Каким является ваш среднегодовой доход в %?
Спросите через пару месяцев, предыдущие годы – были годами взлётов и падений, не могу сказать, что по предыдущим результатам могу делать прогнозы или выводы.

21. Какой ваш год был особенно плохим?
Не знаю таких

22. Каким по длительности и по величине был самый значительный дродаун вашего счета?
Боюсь соврать, но больше 2ух месяцев.

23. Вы считаете, что ваши внезапные потери являются следствием каких-то изменений на рынках?
Да и нет, с одной стороны я считаю, что недавние новости от ФРС подлили дёгтя в бочку мёда, с другой стороны я поспешил, выставив ордера не посмотрев в календарь.

24. Как вы пережили кризис 1998 года, 2008 года?
1998? Играл в прятки и снежки на улице, так и пережил.
2008? Я бы сказал, что тяжёлый был 2009 год, в Латвии были жестокие меры по урезанию финансирования, очень неприятно ударило и по студентам. Да и общее настроение, как ни борись, но передаётся.

25. Есть ли у вас на сегодня какие-то цели вне торговли, чисто по жизни?
Конкретные? Получить диплом магистра, научится ещё лучше торговать и или вывести одну из своих бизнес идей на более высокий уровень и получать радость от каждого прожитого дня. Причём последнее это пожалуй то на чём я акцентирую своё внимание последние 2 месяца, то есть занимаюсь самомотивацией, сильная штука я скажу.

26. Кем вы себя видите лет через десять—двадцать — по-прежнему трейдером?
Сложно сказать, не могу точно утверждать о своём месте жительства. Знаю, определённо – отцом. Хотя это сложно представить, но исходя из временных рамок и желаний, это будет.

27. Вы испытываете прежнее удовольствие от торговли, если занимаетесь ей по тринадцать часов в сутки?
Нет, не занимаюсь таким истязанием себя. Работе 8 часов, интересной работе 10, не больше. Хотя я последние пару месяцев отдыхаю только когда сплю и вечером в субботу.

28. Есть ли практический предел капитала, которым вы можете управлять?
Если я дойду до n-суммы и пойму, что эмоции берут верх, тогда я смогу ответить на этот вопрос. Сегодня, суммой с 9 знаками до запятой (в евро) мне будет тяжело управлять, 7 –нет. Это опять же зависит от установок, я думаю при необходимости их сломаю.

29. Есть ли у вас какие- то дополнительные доходы, кроме доходов от трейдинга? Возможно это бонусы, бизнес, преподавательская деятельность, публикации?
Преподаю семинары, веду маленький бизнес + держу свой вебсайт.

30. Какую-то часть денег, заработанных на торговле, вы инвестируете в реальные активы или накапливаете на брокерском счете?
Собираю на банковском счёта и переношу на депозит.


Часть 2: ВАШИ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

31. Какими внутренними качествами должен обладать успешный трейдер?
Упёртый как баран =))), нордический характер, то есть без эмоций.

32. Не думаете ли вы, что выдающиеся трейдеры обладают особым даром?
Если Вы о третьем глазе, то нет. Я думаю это люди, которые шли к успеху и добились его.

33. Какова доля таланта и труда в торговом успехе?
Думаю что 10% к 90%. Или даже так, 100% труда. Просто есть люди, для которых эта работа не подходит. Как не для всех подходит работать в морге.

34. Какие трейдерские качества важнее всего для работодателя(фонда)?
Точность, внимательность, широта мысли, хорошие навыки в быстром счёте. Это зависит от фонда, стратегии торговли и количества человек. Иногда трейдер ещё должен быть отличным психологом чтобы привлечь клиентские деньги.

35. Вам никогда не приходило в голову, что, может быть, биржевая торговля — это не ваше дело?
Приходило, что тут скрывать. Знаете, если у человека спросить думал ли он о самоубийстве и он ответит: нет. Он врёт, и это первая стадия из пяти на пути к самоубийству. =)

36. А вы не чувствуете, что переутомились как трейдер?
Я чувствую, что в принципе переутомился и так продлится до середины декабря.

37. Известно, что есть очень мало трейдеров, которые столь же удачливы, как вы. Что, на ваш взгляд, отличает вас от остальных?
Эмоции, когда я торгую – их нет.

38. Вас сильно волнуют большие потери?
У меня не бывает больших потерь, бывает серия потерь – неприятно. Но мне более неприятно когда наступают на ногу wink.gif

39. Как вы справляетесь с эмоциональным стрессом, когда попадаете в полосу неудач?
Смех до слёз.

40. Что придает вам стойкости на рынке: интуиция, мужество, системный подход?
Пожалуй, последнее, системный подход. Мужество… в голову не приходит, как это должно проявляться на рынке – ловить падающие кинжалы не выставляя стопы? Это либо мастерство, либо глупость. До сих пор встречал только второе.

Часть 3: ВАШ ВЗГЛЯД НА РЫНОК

41. Изменились ли рынки с тех пор как вы начали торговать на них? Какими они стали?
Изменились, с финансовым кризисом они конечно изменились, много свободных денег пришло на фьючерсные, в частности товарные рынки. Проблемы экономики до си пор не решены, на многих рынках наблюдаются необъяснимые долгосрочные тренды.

42. Чувствуете ли вы, что рынки стали более умными, на них стало труднее торговать или все определяется не опытом участников, а внешними рыночными факторами?
Я не смотрю на рынок как на противника в шахматах, у меня другой взгляд. Скорее не хватает опыта, а может к таким вещам опыта ни у кого не было.

43. Почувствовали вы увеличение доли роботов на рынках?
Ни капли, хотя знаю, что их число растёт.

44. Не считаете ли вы, что сегодня рынки более склонны к ложным прорывам? Значит ли это, что системы, следующие за тенденцией, обречены на посредственные результаты?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести серьёзное исследование. К сожалению, у меня нет на это время в даны момент.

45. Отличается ли рынок акций от товарных рынков?
Каждый рынок уникален и имеет свою специфику.

46. Каково наибольшее заблуждение публики в отношении рынка?
Спекулянты это плохо, а Форекс это компьютерная игра на реальные деньги.

47. Какие новые тенденции, на ваш взгляд, как давнего знатока рынков ожидают нашу экономику в ближайшем будущем?
Не считаю себя давним знатоком, но скажу вот, что часть сделок с внебиржевых рынков будет переходить на биржевые площадки. Так как с кризисом люди стараются снизить свои риски, которых итак хватает в бизнесе.

48. На каких рынках у вас действительно возникают трудности из-за недостаточной ликвидности?
Нехватка ликвидности наблюдается на рынке древесины, рынках скота. Поэтому я на них не торгую.

49. Какими позициями можно спокойно оперировать, не создавая проблем на малоликвидных и высоколиквидных рынках?
Сейчас сумничаю - Чтобы ответить на этот вопрос надо обратиться в Комиссию по торговле товарный фьючерсами США. Они знают какой уровень большой и маленький. И к моменту, когда вы достигните больших объёмом Вам сообщат – всё, хватит играться, подавай нам ежедневно отчёты по своей деятельности и вот этот объём для тебя максимум.

50. Как можно оценить ликвидность рынка до и после кризиса? Насколько % упали обороты?
Мне кажется на фьючерсах ликвидность выросла.

51. Можете ли вы торговать на таких рынках, где нет высокой ликвидности, но бывают мощные тенденции?
Могу, но сейчас перестал это делать. Занимает много время, а реально сделки бывают редко. Пример: древесина (LB).

52. Что происходит, когда вы размещаете приказы на тех рынках, которые не относятся к числу самых ликвидных? Не замечали ли вы, что эти приказы действительно движут рынком?
Нет, не замечал. Для этого должны быть очень большие объёмы. Даже парой лотов рынок не двинешь.


Часть 4: ВАШИ УСПЕШНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

53. Кто вы больше:
- интуитивный трейдер?
- системный трейдер?
- интуитивно-системный трейдер?

Пожалуй системный трейдер по крайней мере на 80%.

54. Являетесь ли вы трейдером:
- одного рынка: Россия, Америка?
- одного класса активов: акции, облигации, фьючерсы?
- одного актива: индекс РТС, нефть, Газпром?
- одной стратегии: арбитраж, спреды, спекуляции?

Я торгую фьючерсами, но могу и другими инструментами, просто давно не было необходимости. А так я пожалуй на товарных рынках сижу, на валютные тоже смотрю, но больше себя отношу к трейдеру товарных рынков США.

55. Ваши активы диверсифицированы или сосредоточены в одном инструменте, рынке, стратегии?
Если вопрос состоит в – вкладываюсь ли я всеми деньгами во что то одно, то однозначно нет.

56. Ваши валюты диверсифицированы, или ваш удел только рубль? только доллар? только евро?
Почти всегда есть латы и евро, иногда доллары, но они быстро уходят либо на брокерский счёт, либо оплату покупок в интернет магазинах =) рублей у меня на банкоском или другом счёте никогда не было, белорусские были, а российские рубли только в кошельке =))

57. Вы торгуете внутри дня или на более высоких таймфреймах: день, неделя, месяц?
Средняя длительность сделки 2,5 недели.

58. Какова средняя частота ваших операций: каждые 15 минут, каждый час, несколько часов, каждый день, несколько дней…?
Раз в день и реже

59. Каких сделок по частоте у вас больше: прибыльных или убыточных?
Примерно одинакого, количестов убыточных варьируется от 50% до 60%.

60. Что вы любите торговать больше: краткосрочные ценовые колебания, тренды продолжительностью в несколько дней, среднесрочные месячные тренды, длинные квартальные(годовые) тренды?
Тренды продолжительностью несколько недель

61. Торговали ли вы когда-нибудь в круглосуточном режиме, или ваш удел строгие рамки торговой сессии.
Не видел смысла губить своё здоровье.

62. Каких торговых правил вы придерживаетесь?
Их очень много. Некоторые: всеггда входить отложенным ордером, следить за рисками, не спешить.

63. Как вы относитесь к неизбежным гэпам российского рынка из-за разницы времени с Америкой.
Никак, так как работаю на Американских рынках.

64. Что вы делаете при сильном росте рынка/падении рынка:
- Закрываете позиции, Открываете их, ждете пока рынок выйдет на вершину и успокоится/ упадет на дно и успокоится?

Я ничего не делаю, это не рулетка. Есть сигнал буду покупать/продавать.

65. Что вы делаете на слабом низковолатильном боковом рынке:
Ищу точки для входа, ожидаю движения

66. Что вы делаете в случае своего психологического кризиса, вызванного сильными движениями рынка ПРОТИВ вас?
Не провожу сделки неделю-две, обычно хватает.

67. Вы всегда задаетесь уровнем, на котором выйдете из сделки еще до вступления в нее?
Да, всегда. Без исключений.

68. Когда вы отдаете приказ об открытии позиции, сопровождается ли он приказом по выходу из нее?
Да.

69. Бывает ли так, что если вы открыли позицию, а потом уже через пять минут в ней разочаровались, то вам и в голову не придет беспокоиться о том, что сразу закрывать позицию неприлично и что брокер может подумать, что вы сошли с ума.
Глупость, я вообще о брокерах не думаю.

70. Стоит ли прислушиваться к чужим советам и входить в сделку без ее самостоятельного анализа?
Стоит ли женится не побывав с этой женщиной в постели? НЕТ

71. Получали ли вы плохие советы от хороших трейдеров/начальников о входе в сделку?
Конечно, советчиков хватает. Только я сам себе голова.

72. Вы обсуждаете рынки с другими трейдерами? Лично, на форуме, в чате?
Да обсуждаю, но это скорее для моего интереса нежели подтверждения своих действий.

73. Вы открываете сразу 100% позицию, или частями?
Сразу, я могу добавить потом если тренд мощный и в мою сторону.

74. Всегда ли вы используете фундаментальный анализ при формировании своих торговых решений?
Всегда и только всегда.

75. Насколько большую роль в торговле играет везение?
Я не верю в везение. Есть успех, а это труд. Если Вам повезло, значит Вы до этого сделали что то, что привело Вас в это место и время именно сюда.

76. Стоит ли участвовать в малопонятном, но сильном движении цены?
Нет, хотя если есть желание покуражиться пожалуйста. Но если на рынке как на работе, то не рекомендую.

77. Как вы считаете, можно ли вообще создать такую торговую систему, которая не уступит хорошему трейдеру?
Я думаю можно, но очень сложно учесть всю гибкость человеческой мысли.

78. Вы не могли бы рассказать о своей методике фундаментального анализа? Как вы определяете, какой должна быть справедливая цена на рынке?
Я могу сумничать, взять формулу фьючерса с или без поставки (финансовый) и посчитать теоретическую справедливую цену. Однако я торгую в среднесрочной перспективе и для определения направлений движений используются данные из отчётов трейдеров Commitments of traders.

79. Вы можете торговать круглосуточно? Хотите ли вы это делать? Как вы распределяете свое время между работой и личной жизнью?
Нет, я не занимаюсь самоистязанием. Отчёты СОТ появляются еженедельно, которым, благодаря атоматизации получения данных, я уделаю пару часов. Далее несколкьо раз на неделе проверяю техническую картину на рынках. Так что врем на учёбу, другую работу и спорт мне хватает (хотя и хочется чтобы в сутках было 28часов =)))

80. Вы упомянули два необходимых элемента — контроль над риском и уверенность в заключаемой сделке. Каков обычный риск ваших сделок?
Обычно риск составляет 2+% от сделки и может вырасти до 3% если рынок не очень ликвиден или прозошло очень резкое движение цены.

81. Как вы поступаете, если ваше трейдерское чутье говорит одно, а ваши системы — другое?
В таких случаях, я ничего не делаю.

82. Прежде чем принимать решения, вы дожидаетесь появления каких-то признаков разворота рынка?
Я работаю контртрендово, без появления признаков разворота я стараюсь не входить в рынок.

83. А как насчет того, чтобы открыть сделку против доминирующей тенденции?
Ловить падающие кинжалы? Спасибо, Вы первый. =)

84. Мешает ли вам проскальзывание?
Не очень, поскольку я торгую среднсрочно, комиссии и проскальзывания против меня отнимают очень маленькую часть дохода со сделки.

85. Как вы приходите к выводу о том, что ваша крупная позиция ошибочна? Что вам подсказывает закрыть ее?
Например два схожих рынка – австралийский доллар и новозеландский доллар. Если на одном из них я вижу изменение ситуации, то могу ожидать этого же и на другом.

86. Задаетесь ли вы максимально допустимым уровнем риска, когда начинаете сделку?
Не всегда.

87. Вы читаете какие-нибудь аналитические бюллетени?
Нет, как я говорил ранее, я сам себе голова.


Часть 5. ВАША ШКОЛА

88. Учились ли вы у кого-нибудь или где-нибудь профессии трейдера?
У себя

89. Нужны ли специальные знания для успешной торговли: курсы, университет?
Нет, но они приучают человека читать книги и если говорить о спец. курсах – могут ускорить становление трейдером.

90. Достаточно ли только опыта для успешной работы?
Опыт разный бывает, от бездумных действий обычно только неудачный опыт.

91. Можно ли сказать, что вы, в основном, самоучка, или другие трейдеры научили вас чему-то полезному?
Самоучка

92. А у вас есть свои ученики?
Конечно, я провожу семинары.

93. Есть ли что-то такое, что выдает в ученике задатки хорошего трейдера?
Желание учиться, упёртость и эмоциональная стабильность.

94. Какой совет вы бы дали начинающим трейдерам?
Трейдинг – не для всех. Не льстите себе, а реально оценивайте свои возможности. Подбирайте такой вариант торговли, которых хорошо согласуется с вашей личной жизнью. Здоровье и семью не купишь.

95. Какие еще ошибки, помимо чрезмерной торговли, обычно допускают новички?
Чрезмерно мало думают, чрезмерно эмоционально реагируют, льстят себе.

96. Что бы еще вы посоветовали новичку?
Ведите дневник, хоть какойнибудь. Описание действий даже в ошщих чертах лучше, чем ничего.

97. Верна ли идея, что можно взять почти любого достаточно умного человека и превратить его в удачливого трейдера?
Нет, не согласен. Всякий крупный человек, будет хорошим бойцом?

98. Вы не боитесь раскрывать свои торговые секреты?
Нет, результаты торговли от успеха других у меня не ухудшатся.

99. Что бы вы могли посоветовать другим трейдерам относительно того, как сохранять спокойствие в периоды торговых потерь?
Relax, take it easy! wink.gif

Комментариев нет:

Отправить комментарий